"Я слышал, что жизнь неплохая штука, но я предпочитаю чтение"
Л.П.Смит

Списки и рейтинги

На этой вкладке будут собираться ссылки на различные рекомендательные списки, составленные как экспертами, так и читателями, проблемные обзоры, списки финалистов и лауреатов литературных премий и рейтинги современной литературы

2014 год
Список сайтов и блогов писателей составлен библиотекой им. В.Г. Короленко г. Мариуполя

Списки
Известный русский писатель предлагает альтернативный список для обязательного изучения в школе. Сознавая его проблематичность, она надеется, что в результате общественной дискуссии можно будет составить единый "русский список". Особенности её списка: "коль скоро мы столкнулись с очередной попыткой покушения на нашу идентичность, я задалась целью очертить именно русский ментальный контур. Вычленить то, что причисляет человека к русскому культурному полю. Произведения, упоминаемые мной, не только написаны на русском языке, но и темой их является русское пространство. Или взгляд в иные области русскими глазами".

Сто лучших романов XXI века
"Афиша" с помощью экспертов - четырёх десятков критиков, издателей, писателей и журналистов - выбрала 100 лучших романов, русских и зарубежных, написанных в новом столетии и вышедших на русском языке. Эксперты рассказывают о каждом, а критик Лев Данилкин выносит книгам краткие вердикты. Аннотации хороши, критерии строги: сюжетная увлекательность, сложность языка, интеллектуальная насыщенность. Среди сотни книг около четверти не прочитанных мной. Это действительно самые "громкие" книги последних лет. На каждую книгу есть ссылки для чтения в Bookmate

Лучшие книги про войну в блоге Бориса Акунина
Б. Акунин называет 9 лучших, по его мнению, книг, не разделяя русских, советских, зарубежных авторов: И.Бабель Конармия, Г. Бакланов Июль 41г., В. Богомолов В августе 44-го, Г. Владимов Генерал и его армия, С. Мамонтов Походы и кони, Э.-М. Ремарк На западном фронте без перемен, Л. Толстой Севастополь в мае 1855 г. Севастополь в августе 1855 г., И. Шоу Молодые львы, М. Шолохов Тихий Дон, Э. Хемингуэй Прощай, оружие.
Читатели блога в комментах добавляют книги: В. Астафьев Прокляты и убиты. Весёлый солдат, Л. Гроссман Жизнь и судьба, К. Воробьёв Убиты под Москвой, В. Некрасов "В окопах Сталинграда", М. Булгаков Белая гвардия, Я. Гашек Похождения бравого солдата Швейка

10 новых книг о том, как вырастить ребёнка и не сойти с ума
В список вошли уже известные книги Е. Мурашовой "Ваш непонятный ребёнок", Э. Чуа "Боевой гимн матери-тигрицы", П. Друкерман "Французские дети не плюются едой" и др. с тонкими ироничными аннотациями и  со знанием дела расставленными акцентами.

Среди них "Мастер и Маргарита" М. Булгакова, "Мёртвые души" Н. Гоголя, "Дубровский" А. Пушкина, "Похождения бравого солдата Швейка" Я. Гашека и др.

Среди них "Что делать" Н. Чернышевского, "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" М. Сервантеса, "Тюремная исповедь" О. Уайльда, "Книга о Короле Артуре и его доблестных рыцарях Круглого стола" Т. Мелори, "Репортаж в петлёй на шее" Ю. Фучика

Ж.-К. Гранже "Багровые реки", Р. ван Гулик "Призрак в храме", Ф.Д. Джеймс "Неестественные причины", Э. Джордж "Расплата кровью", С. Жапризо "Дама в автомобиле, в очках и с ружьём", А. Конан Дойль "Этюд в багровых тонах", А. Кристи "10 негритят", "Убийство Роберта Экройда", А. Перес-Реверте "Клуб Дюма, или Тень Ришелье", У. Эко "Имя розы".  Русских детективов в рейтинге нет.

Д. Сеттерфильд "Тринадцатая сказка", И. Макьюэн "Амстердам", Фаулз "Коллекционер", Д. Адамс "Автостопом по галактике", Д. Киз "Множественные умы Билли Малигана"  и др.



Финалисты и лауреаты литературных премий
Объявлены лауреаты Литературной премии "НОС-2014"
Ежегодная литературная премия «НОС» основана благотворительным Фондом Михаила Прохорова для выявления и поддержки новых трендов в современной художественной словесности на русском языке
В результате дебатов, в которых принимали участие члены жюри, эксперты и посетители, был выбран победитель – Алексей Цветков-младший, автор сборника рассказов «Король утопленников». Алексей Цветков родился в 1975 в Нижневартовске, с 1979 года живет в Москве. В 1998 году закончил Литературный институт. Автор и составитель более десяти книг. Сотрудничал со многими издательствами и литературными журналами, стоял у истоков книжного магазина «Фаланстер». В настоящее время является сотрудником книжного магазина «Циолковский». Приз читательских симпатий, определяемый по результатам голосования в интернете, получил Владимир Сорокин за его роман «Теллурия»

Книги-победители 2014 г.: выбор АиФ

Премию Русский Букер получил Владимир Шаров за роман "Возвращение в Египет"
«Русского Букера» 2014 года объединены темой присутствия в мире ощутимого зла: «Зло может быть персонифицированным в самих героях, может осмысляться метафизически как изначальное состояние мира, но на прямом соприкосновении со злом построены практически все сюжеты».

Лауреаты Национальной литературной премии "Большая книга"
Первое место - Захар Прилепин "Обитель", второе место - Владимир Сорокин "Теллурия", третье место - Александр Шаров "Возвращение в Египет"

«Книжная премия Рунета» организована онлайн-мегамаркетом Ozon.ru при поддержке Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), магазина электронных книг «ЛитРес» и Института книги. В голосовании, которое длилось 40 дней, в 2014 году приняло участие более 100.000 человек. Как обычно мнения экспертов-книжных профессионалов и сетевых читателей, предпочитающих облегчённые варианты чтения) разошлись.
 По результатам голосования пользователей российского сегмента Интернета лауреатами «Книжной премии Рунета» в категории «Художественная книга» стали Александр Шепс с романом «Избранные небом» и британская писательница Джоджо Мойес с романом «До встречи с тобой». Лучшим детским писателем был признан Александр Андерсон за книгу «Элизиум. Аликс и монеты». В категории non/fiction лучшей книгой стала «Казан. Кулинарный самоучитель» Сталика Ханкишиева. Лучшей бизнес-книгой пользователи Рунета признали «Маркетинг в социальных сетях» Дамира Халилова. 
Экспертное жюри, в которое входили журналисты, деятели культуры и критики, лучшей художественной книгой признали «Обитель» Захара Прилепина, лучшей бизнес-книгой – «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса» Николаса Талеба, книгой non/fiction – книгу-фотоальбом «Групповой портрет на фоне мира» журналиста Юрия Роста. Лучшим детским автором по мнению экспертного жюри сталаЛюдмила Васильева-Гангнус за книгу «Азбуки вежливости». 
Самыми продаваемыми книгами стали трилогия Дины Рубиной«Русская канарейка», «Развитие памяти по методикам спецслужб» Дениса Букина, детская книга «Рожденные с характером» Евгении Белонощенко и «45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя»Максима Батырева

В номинации «Гуманитарные науки» - Сергей Яров за книгу «Повседневная жизнь блокадного Ленинграда». В категории «Естественные науки» Ася Казанцева с книгой «Кто бы мог подумать? Как мозг заставляет нас делать глупости».



«Время секонд хэнд» Светланы Алексиевич, «Возвращение в Египет» Владимира Шарова, «Завод "Свобода"» Ксении Букши, «Воля вольная» Виктора Ремизова, «Перевод с подстрочника» Евгения Чижова, «Пароход в Аргентину» Алексея Макушинского, «Теллурия» Владимира Сорокина, «Ильгет» Александра Григоренко, «Обитель» Захара Прилепина.

"1993" Сергея Шаргунова, "Царь головы" Павла Крусанова, "Завод Свобода" Ксении Букша, "Возвращение в Египет" Владимира Шарова, "Теллурия" Владимира Сорокина, "Печатная машина" Марата Басырова.


Задача спецпроекта премии состоит в том, чтобы произвести инвентаризацию и оценку постсоветского детектива, написанного на русском языке  и ответить  на три вопроса:
  1. Написаны ли на русском языке детективные произведения, значение которых выходит за рамки жанра и может рассматриваться как вклад в литературу?
  2. Вносят ли авторы, пишущие на русском языке, свой вклад в развитие жанра, есть ли что-то новое в их сюжетных ходах, загадках, а главное – разгадках?
  3. Созданы ли за последние десятилетия новые яркие образы сыщиков-профессионалов или любителей, расследующих преступления, которые способны встать рядом с Шерлоком Холмсом, комиссаром Мегрэ, патером Брауном или – мечтать, так мечтать! – с миссис Марпл?
Жюри в спорах и дискуссиях между собой, с критиками и залом попробует отобрать 5-7 книг, каждая из которых может стать убедительным аргументом положительного ответа хотя бы на один из этих вопросов. А дальше  придется решать, что же мы хотим и готовы считать нашим главным прорывом в области детектива. Иначе говоря, что для нас важнее: интрига, гений сыска или большая литература. Если, конечно, не найдется романа, которому удастся совместить все
три составляющих детективного рецепта по-русски.




Рейтинги

Его особенность в том, что он составлен на основе читательской активности пользователей сети и поэтому меняется каждый день.

В список вошли Библия, Толкиен "Властелин колец", Сэлинджер "Над пропастью во ржи", Х.Ли "Убить пересмешника", Д. Остин "Гордость и предубеждение", К. Льюис "Хроники Нарнии", все книги о Гарри Поттере Дж. Ролинг.

Лидер - Захар Прилепин "Обитель", Дина Рубина "Русская канарейка, Т. Толстая "Лёгкие миры", Виктория Токарева "Сволочей тоже жалко", Б. Акунин "Самая таинственная тайна и другие сюжеты", А. Гавальда "Билли", Д. Сеттерфильд "Белмен и Блэк, или Незнакомец в чёрном", А. Мартен-Люган "Счастливые люди читают книги и пьют кофе" 





Подборка производит удручающее впечатление, однако обзор наиболее успешных книг в России и за рубежом подготовлен на основе годовой статистики сервиса «Рейтинг книг»  сайта Pro-Books, а также данных зарубежных источников — книжных итогов года по версиям Publisher's Weekly, Amazon и Nielsen BookScan. В целом - объективная картина читающей России за 2013 год.Но, скорее всего, в столице картина другая.


Проблемные публикации о современной литературе
Повествовательные техники современной русской прозы старомоднее, чем в позапрошлом веке, когда Толстой экспериментировал с романным жанром, а Достоевский искал синтез фантастики и физиологического очерка («Двойник», скажем). Выстраивать увлекательный сюжет с неожиданным финалом русская проза никогда толком не умела, но сейчас разучилась и тому, что наработали советские беллетристы. Живых героев, имена которых становились бы нарицательными, у нас нет уже лет двадцать. Единственным сколько-нибудь заметным героем в девяноста текстах из ста является сам автор, но он чаще всего так противен — и себе, и читателю, — что хочется скорей изгнать его из памяти. Вдобавок — в то самое время, когда вся мировая культура ищет компромиссы между массовостью и серьезностью, — русская проза окончательно расслоилась на чудовищную жвачку а-ля Донцова или Минаев и никому не интересный артхаус, через который трудно продраться и самому искушенному читателю
Выход из этой ситуации очевиден: начнется жизнь — появится и литература. Нельзя бесконечно жевать русские вопросы — они неизменны в последние пять веков; нельзя повторять один и тот же круг — он надоедает и читателю, и писателю, и стороннему наблюдателю. Все слова сказаны, а ситуация неизменна; никакому айпаду, айфону, интернету не обновить российскую ситуацию, в которой «новых людей» не было со времен «Что делать». Все проклятия Герцена и Печерина, все инвективы Щедрина и Писарева, все догадки Левина и Нехлюдова один в один приложимы к сегодняшней ситуации, и это невыносимо. Русской прозе не о чем говорить — все сказано; а чтобы двинуться в глубь героя — нужен этот герой. 

Мало букв. Денис Драгунский о том, почему самая читающая нация уже не русские. а американцы 
Населения у нас в России примерно вдвое меньше, чем в США. Но издательств и литературных журналов примерно вдесятеро меньше. То есть литературный организм у нас, к сожалению, впятеро слабее. А это серьезно. Вялость, бледность и худоба литературного организма не может не отразиться на текстах как таковых. То есть читатель, когда морду воротит от наших книжек, в каком-то смысле объективно прав. Не субъективно, подчеркиваю – то есть в смысле «у нас свобода: что хочу, то и читаю» – а именно в смысле качества литературной продукции.
2013 год
Рекомендательные списки (для разных целей и возрастных аудиторий) и бесплатные электронные библиотеки, представленные на сайте проекта "Читать не вредно - вредно не читать" (2013 г.)