Завтра, 6 марта, состоится первый вебинар, на котором будет дан старт проекту "Классика в неформате". В документах, выложенных в блоге, всё разложено по полочкам. И всё-таки чего-то не хватает! Ну проект - и проект, что особенного? Сколько уже проводилось конкурсов буктрейлеров в отдельных территориях? Но умеющий видеть - увидит, умеющий анализировать - сообразит. (В отредактированном варианте пост опубликован в журнале: Школьная библиотека: сегодня и завтра. - 2014. - №5. - С. 63-65)
В проекте "Классика в неформате" очень чётко прослеживаются тенденции, важные для развития библиотек вообще. Надеюсь, не только я это вижу?
Первое - "Восстание масс". Почему набирают силу сетевые проекты, инициированные "снизу"? Полноценное развитие в локальном пространстве невозможно. Такие проекты позволяют перешагнуть региональные границы, увидеть свою библиотеку в общероссийском контексте (а это всегда рывок вперёд!) и приобрести дополнительные навыки, необходимые при совместной удалённой работе. Летом 2013 г. кидает клич и проводит интернет-фестиваль "Летнее чтение-2013" Елена Квашнина, руководитель объединения словесников Екатеринбурга (с сентября 2013г. она директор Екатеринбургского Дома учителя). В нём участвуют педагоги-словесники, историки, библиотекари от Краснодарского края до Сахалина. Они ищут нестандартные формы работы с лучшей современной литературой (издательств "Самокат", "КомпасГид") на уроках внеклассного чтения, проводят взаимообучение интернет-сервисам, с помощью которых можно вести разговор о тех, или иных книгах. Составляют каталоги, проводят скайп-встречи с писателями, совместно разрабатывают эффективные модели занятий. Параллельно на портале Чтение 21 идёт проект "Pro-движение чтения", хедлайнер которого Елена Ястребцева.
Инициаторами проекта "Классика в неформате" стали провинциальные библиотеки (Центральная детская библиотека им. А.С. Пушкина, г. Саров, Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина г. Каменск-Уральский - случайно ли это, что Пушкин рулит в юбилейный Пушкинский год! - и уже классик сетевого жанра Областная детская библиотека, г. Новосибирск). Не знаю, поддержат ли проект Центральные библиотеки этих регионов, но уже поддержали лучшие профессиональные издания - "Библиотека в школе: сегодня и завтра", "Библиотечное Дело", "Современная библиотека", "Медиатека - и мир" и инновационно настроенные столичные библиотеки - Российская государственная детская библиотека, Российская Национальная библиотека, Библиотека-читальня им. И.С. Тургенева. Воистину век "восстания масс", прав Ортега - и- Гассет (хотя он это о XX-м, XXI-й покруче будет).
Все библиотеки, участвующие в этих проектах, не похожи на других, имеют своё лицо и нестандартный стиль работы. И как правило, любимы и уважаемы читателями. Библиотеки объединяются в сетях без министерств и "указивок" для важных и интересных дел, и в этом их сила. За ними - будущее. Чес слово, для меня они намного интереснее, чем те, кто ходит ровными шеренгами по приказам министерств.
Второе - "Перспективные модели развития". Конкурс - своеобразный тест. Он сразу же выявит перспективные модели развития и библиотеки, где действительно идёт глубокая работа с читателями (небольшими группами или индивидуально) по КНИГАМ и ЧТЕНИЮ. Не беседы на злобу дня, куда загоняют классами - привет Марии Порядиной, злобному критику, которая постоянно пишет в своих статьях в "Библиотеке в школе" и на ФБ, как в библиотеках помогают РАЗЛЮБИТЬ чтение, и за это снискала взаимную нелюбовь библиотекарей. Не песни-пляски и не рамочки из макарон и войлоковаляние, а глубокое прочтение и представление оригинальной идеи с помощью интернет-сервисов. Правда, в этих проектах надо всегда стоять "на цыпочках" - постоянно тянуться и изучать новое. Без устали, непрерывно! Устали? А кому сейчас легко? Кстати, все ролики будут в Padlet, придётся подтянуться!
Третье - "Новая российская словесность: как говорить?" В номинациях конкурса есть интрига, открывающая большие перспективы для работы с современной литературой. Номинация "Современная классика". Что это за зверь такой? А вот и повод поговорить о "новой детской словесности" (и взрослой) и лучших издательствах - тех книгах, которые достойны включения в списки внеклассного чтения и рекомендательные списки разного толка. Благо и прецедент достойный есть - каталог "100 лучших новых детских книг", составляемый лучшими специалистами и выпускаемый "Гранд-фаиром" уже пять лет подряд. В зачёт пойдут и конкурсы "Нравится детям Ленинградской области", либо проведённый недавно московской Гайдаровкой. Те, кто работает с новой словесностью, обязательно проводят такие конкурсы. Понятно, и квалификация у библиотекарей должна быть особая. Да где ж таких взять? Есть-есть ещё места!
И, наконец, -"Где брать идеи?" Идея - это некая гуманитарная субстанция, требующая богатого воображения, позволяющая взбудоражить и перевернуть мир. На западе с развитым рынком уже давно осознали её ценность, у нас, они часто остаются не востребованными. Новая идея - это главное, на чём развивается бизнес. Сегодня библиотекари несколько опьянёны теми возможностями, которые им предоставляют интернет-сервисы. Некоторые полагают, что стоит научиться нажимать кнопки - и ценный информационный продукт создан. Но нет, выходят стандартные скучные нарезки картинок с наложенной музыкой. Увидеть книгу или жизнь писателя в необычном ракурсе, создать свой, неповторимый, самобытный образ - это главное. Пожалуй, это получится не у всех. Глубокий культурный слой и литературный кругозор станут хорошей почвой. Попытаться стоит всем!
Здесь будут ролики в Padlet. Виртуальный стенд будет заполняться по мере поступления работ. Листайте!
В проекте "Классика в неформате" очень чётко прослеживаются тенденции, важные для развития библиотек вообще. Надеюсь, не только я это вижу?
Первое - "Восстание масс". Почему набирают силу сетевые проекты, инициированные "снизу"? Полноценное развитие в локальном пространстве невозможно. Такие проекты позволяют перешагнуть региональные границы, увидеть свою библиотеку в общероссийском контексте (а это всегда рывок вперёд!) и приобрести дополнительные навыки, необходимые при совместной удалённой работе. Летом 2013 г. кидает клич и проводит интернет-фестиваль "Летнее чтение-2013" Елена Квашнина, руководитель объединения словесников Екатеринбурга (с сентября 2013г. она директор Екатеринбургского Дома учителя). В нём участвуют педагоги-словесники, историки, библиотекари от Краснодарского края до Сахалина. Они ищут нестандартные формы работы с лучшей современной литературой (издательств "Самокат", "КомпасГид") на уроках внеклассного чтения, проводят взаимообучение интернет-сервисам, с помощью которых можно вести разговор о тех, или иных книгах. Составляют каталоги, проводят скайп-встречи с писателями, совместно разрабатывают эффективные модели занятий. Параллельно на портале Чтение 21 идёт проект "Pro-движение чтения", хедлайнер которого Елена Ястребцева.
Инициаторами проекта "Классика в неформате" стали провинциальные библиотеки (Центральная детская библиотека им. А.С. Пушкина, г. Саров, Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина г. Каменск-Уральский - случайно ли это, что Пушкин рулит в юбилейный Пушкинский год! - и уже классик сетевого жанра Областная детская библиотека, г. Новосибирск). Не знаю, поддержат ли проект Центральные библиотеки этих регионов, но уже поддержали лучшие профессиональные издания - "Библиотека в школе: сегодня и завтра", "Библиотечное Дело", "Современная библиотека", "Медиатека - и мир" и инновационно настроенные столичные библиотеки - Российская государственная детская библиотека, Российская Национальная библиотека, Библиотека-читальня им. И.С. Тургенева. Воистину век "восстания масс", прав Ортега - и- Гассет (хотя он это о XX-м, XXI-й покруче будет).
Все библиотеки, участвующие в этих проектах, не похожи на других, имеют своё лицо и нестандартный стиль работы. И как правило, любимы и уважаемы читателями. Библиотеки объединяются в сетях без министерств и "указивок" для важных и интересных дел, и в этом их сила. За ними - будущее. Чес слово, для меня они намного интереснее, чем те, кто ходит ровными шеренгами по приказам министерств.
Второе - "Перспективные модели развития". Конкурс - своеобразный тест. Он сразу же выявит перспективные модели развития и библиотеки, где действительно идёт глубокая работа с читателями (небольшими группами или индивидуально) по КНИГАМ и ЧТЕНИЮ. Не беседы на злобу дня, куда загоняют классами - привет Марии Порядиной, злобному критику, которая постоянно пишет в своих статьях в "Библиотеке в школе" и на ФБ, как в библиотеках помогают РАЗЛЮБИТЬ чтение, и за это снискала взаимную нелюбовь библиотекарей. Не песни-пляски и не рамочки из макарон и войлоковаляние, а глубокое прочтение и представление оригинальной идеи с помощью интернет-сервисов. Правда, в этих проектах надо всегда стоять "на цыпочках" - постоянно тянуться и изучать новое. Без устали, непрерывно! Устали? А кому сейчас легко? Кстати, все ролики будут в Padlet, придётся подтянуться!
Третье - "Новая российская словесность: как говорить?" В номинациях конкурса есть интрига, открывающая большие перспективы для работы с современной литературой. Номинация "Современная классика". Что это за зверь такой? А вот и повод поговорить о "новой детской словесности" (и взрослой) и лучших издательствах - тех книгах, которые достойны включения в списки внеклассного чтения и рекомендательные списки разного толка. Благо и прецедент достойный есть - каталог "100 лучших новых детских книг", составляемый лучшими специалистами и выпускаемый "Гранд-фаиром" уже пять лет подряд. В зачёт пойдут и конкурсы "Нравится детям Ленинградской области", либо проведённый недавно московской Гайдаровкой. Те, кто работает с новой словесностью, обязательно проводят такие конкурсы. Понятно, и квалификация у библиотекарей должна быть особая. Да где ж таких взять? Есть-есть ещё места!
И, наконец, -"Где брать идеи?" Идея - это некая гуманитарная субстанция, требующая богатого воображения, позволяющая взбудоражить и перевернуть мир. На западе с развитым рынком уже давно осознали её ценность, у нас, они часто остаются не востребованными. Новая идея - это главное, на чём развивается бизнес. Сегодня библиотекари несколько опьянёны теми возможностями, которые им предоставляют интернет-сервисы. Некоторые полагают, что стоит научиться нажимать кнопки - и ценный информационный продукт создан. Но нет, выходят стандартные скучные нарезки картинок с наложенной музыкой. Увидеть книгу или жизнь писателя в необычном ракурсе, создать свой, неповторимый, самобытный образ - это главное. Пожалуй, это получится не у всех. Глубокий культурный слой и литературный кругозор станут хорошей почвой. Попытаться стоит всем!
Здесь будут ролики в Padlet. Виртуальный стенд будет заполняться по мере поступления работ. Листайте!
Комментариев нет:
Отправить комментарий